9.06.2019 в 12:22 · VeraSchegoleva · 2 390
10 самых знаменитых картин Николая Константиновича Рериха
Николай Константинович Рерих – известный . Родился 9 октября 1874 года. Умер в возрасте 73 лет 13 декабря 1947 года.
За свою творческую жизнь написал более семи тысяч картин, которые вошли в мировую коллекцию изобразительного искусства.
Друзья семьи, гимнастический курс обучения, университетское образование и Академия художеств, как слагаемые успеха, как кирпичики в основании фундамента складывались, чтоб развить этого могущего по духу человека. В нашей статье пойдет речь о 10 самых знаменитых картинах Рериха с оригинальными названиями и фотографиями работ.
10. Гималаи
Розовые горы. Картина написана в 1933 году. В настоящее время хранится в собрании Нью –Йорского музея Николая Рериха. Всего художником написано до двух тысяч картин, посвященных Гималаям.
Образ гор у художника родом из Индии, где горы – неотъемлемая часть пейзажа этой самобытной страны.
Но для зрелого художника Гималаи – это не горная система мира, не сползающие мощные ледники, не массивные снеговые сопки.
Горы – это живой организм, обладающий своим особым настроением . Переменчивость которого зритель ощущает за счет колебания оттенков. Где нежность розового цвета, любви, привязанности гармонирует с контрастами белого и синего и иссиня черного.
От переживания чувства умиротворения, безопасности, релаксации до отчаянья. Горы, как застывшая вечность.
Но если есть желание узнать, что за ними, то надо пройти их. Может, действительно за ними укрывается сказочная страна Шамбала, где нет места тревогам и печалям.
9. Александр Невский
Настоящая картина написана в 1942 году и вошла в героический цикл художника , наравне с такими произведениями как «Ярослав», «Борис и Глеб», «Победа» и другие.
Историческим событием, которое вдохновило Рериха на создание данного полотна, стала дата – 700-летия победы войск Киевской Руси над Ливонским орденом. Великая битва на Чудском озере или «Ледовое побоище».
12 тысяч русских воинов и 17 тысяч противников полегли на поле сражения, в котором пешая армия победила тяжелую конницу.
На переднем плане картины зритель видит полководца. Его конь идет осторожно. Среди окрашенного кровью льда лежат безжизненные тела людей, коней.
За предводителем идет его свита, его близкие друзья. Лица скорбные, сгорбленные спины от тяжести пережитого и горя.
Отвоевали у захватчиков Киевскую Русь. Полыхает небо. Тает кровавый снег, унося в историю ратный подвиг тысяч и тысяч самоотверженных людей.
8. Матерь Мира
Написана картина в 1924 году. Хранится в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.
Полотно выполнено в синих, голубых, фиолетовых, золотых оттенках. От него невозможно оторвать взгляд.
Картина «затягивает», заставляет вдумываться в то, что находится перед глазами . Удивительный феномен, что чем дольше смотришь на нее, тем больше расширяется пространство в ней. Появляется ощущение бесконечности.
На переднем плане перед зрителем на троне восседает женщина. Царственная особа. Это образ мощной, живительной силы, космической по масштабам и по возможностям – Женской Энергии.
Те, кто развивает ее в себе, становятся более восприимчивыми к прекрасному, к любви, к постижению вечных истин и ценностей.
Те, кто разрушает ее, фактически лишает себя источника вселенской подпитки, вселенского разума, интуиции.
Обращает на себя внимание то, что лицо женщины закрыто на половину. Здесь можно мысленно дорисовать скрытые покрывалом черты лица.
Искусствоведы говорят о том, что скрытая часть – это то, что еще предстоит пройти, пережить. Понять. Открытая часть лица символизирует уже достигнутые высоты, которым надо иметь смелость следовать.
7. Идолы
За деревянным частоколом, увешенным черепами животных, выше роста человеческого, обложенного валунами, стоят и высятся идолы.
В те далекие времена не было , и исполины воспринимаются как существа неизвестного мегаполиса.
Картина правдиво отображает влияние языческих богов на жизнь людей . К ним, к идолам, приходили люди на капища, где творили свои молитвы за день грядущий и завтрашний, приносили в жертву животных.
Как путешественник, Николай Рерих побывал в месте раскопок лично. Картина создана в 1901 году.
6. Приказ учителя
Завет Учителя. Полотно написано в 1947 году. Перед зрителем, высоко в Гималаях сидит гуру. Он сосредоточен.
В небе рядом белый орел, который считывает информацию с уст человека. От птицы исходит торжественное почтение и преклонение. А как иначе. Будучи посредником между Небом и Землей, птица созидательные мысли гуру аккумулирует и, как мощный заряд энергии, перенесет с горных вершин к людям.
Белое оперение орла символизирует чистоту помыслов учителя . Кто этот гуру? Может быть сам художник, который в год ухода из жизни создает такой шедевр.
5. Заморские гости
Картина написана в 1901 году. Перед зрителем, по темно-синей спокойной воде движутся две ладьи русичей. На них плывут купцы. Берега пустынны. Лишь вдалеке виднеется небольшое селение.
Художник тщательно выписывает и одежду людей, и украшение суден. На палубе – миротворцы. Они движутся в места поселения славян.
В 1899 году Николай Рерих предпринял путешествие к Новгороду по воде. Волновавшие его картины по пути следования вдохновили художника на создание этого полотна. Император Николай II высоко оценил картину и приобрел ее у художника .
4. Святой Сергий Радонежский
Картина написана в 1932 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее. По воспоминаниям окружения Николая Рериха, житие Сергия Радонежского всегда интересовало художника и вызывало желание этот образ отразить на холсте.
После смерти подвижника не осталось никаких записей, только воспоминания современников. Только его молитвенный подвиг во время битвы с Мамаем (Куликовская битва) заставляют преклоняться перед этим человеком, который поднимал веру воинов для борьбы с полувековым рабством.
На переднем плане картины изображен Сергий. Величественно красив и добр. В руках у него символ души человеческой – храм Божий. Тепло и уютно ей быть в руках Преподобного.
Художник преклоняется перед этим человеком и любит его . «Преподобный отче наш Сергий, моли Бога за нас» – так звучат слова молитвы, и они будут услышаны.
3. Святые Глеб и Борис
Картина написана в 1942 году. В настоящее время хранится в Государственном Русском Музее .
На картине изображены русские святые, которые на ладье движутся к русским берегам, чтобы известить воинов Киевской Руси о победе, которую они одержат над шведами.
Воины Света и Духа торжественны. Вокруг них мягкое свечение золотисто-желтого, зеленого цветов. Столь незаметное, что зритель видит непрерывную горную цепь за ними.
Русские князья, убитые в борьбе за престол, в облике святых составляют Духовное братство, которое помогает русским на всех полях брани, где они защищают свое Отечество.
2. Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый – великий князь Киевский. Являясь сыном Великого князя Владимира, крестителя Руси, он не только сохранил дело отца своего, но и приумножил своими успехами.
Занимаясь просвещением своего народа, он добился не только, чтобы его люди научились читать, но и стали писать книги . Своды его работающих законов не только навели порядок в государстве, но и повысили авторитет Руси в Европе.
На холсте изображен князь Владимир. Он работает. За окнами – купола храма как символ Бога присутствующего во всех деяниях этого великого человека. Яркая, звездная судьба у Ярослава, и на холсте он смотрится значительно.
Его образ выполнен с использованием красных, лиловых, розовых цветов. Как символ святости, религиозной страсти, религиозного самоотречения, умеренности.
Человек, изображенный на холсте строг и академичен, выдержан. Нет у него времени разбрасываться своими талантами, так как много еще дел впереди.
1. Тангла
Песнь о Шамбале. В Китае, в Тибетском нагорье существуют горные массивы, объединенные общим названием Тангла. Здесь сохранилась неописуемая красота, в которой сочетаются куполовидные вершины, плоские склоны, широчайшие плоскодонные котлованы. Художник запечатлел это божественное явление в десяти холстах.
На фоне цепей заснеженных вершин причудливо отражаются краски неба в сочетании с его космической безбрежностью .
Согласно легендам, именно в этих краях находится страна Шамбала, в которой сходятся миры: земной и небесный. Материальный и духовный. А проживающие в этой стране люди, «махатмы», являются носителями невероятных по значимости знаний.
Картина написана в 1943 году. Находится в Государственном Востока. Если отойти чуть дальше от нее, будет впечатление, что пейзаж раскинулся как бы за окном собственного дома.
Выбор читателей:
Картина относится к зрелому творчеству великого русского художника Николая Константиновича Рериха. Будучи человеком с разносторонними интересами, мастер много путешествовал по миру, изучал философию и религии. Одно место полюбилось ему больше всего. Этим […]
Николай Рерих был очень талантливым художником, который без устали писал картины. В его самый последний день жизни он работал именно над картиной «Приказ учителя». Ранее, в 1927 году Рерих уже написал работу […]
Художник сумел совместить в одной работе сразу несколько идей, замыслов. Первое, что мы видим, смотря на данную картину – это горы. Для Николая Рериха горы были священными творениями самой природы. Он был […]
Перед нами картина Николая Рериха, написанная в поздний период творчества художника. Работа входит в коллекцию картин, посвященных Гималаям. Эти горные пейзажи Рерих лично наблюдал во время экспедиции на Восток. Изображенные на картине […]
Николай Рерих много лет провел вместе со своей семьей в экспедиции на Востоке Евразии. Они посетили множество стран: Индию, Тибет, Китай, Монголию. Но больше всего художника потрясли не городские пейзажи, а природа. […]
Николай Константинович Рерих – один из лучших пейзажистов всех времен. Больше всего его всегда привлекали горы. Он считал, что именно в них наше спасение и наше будущее. Это неприкрытое восхищение творениями природы […]
Данная картина Николая Рериха, можно сказать, является иллюстрацией к древним писаниям Востока. Считается, что данный сюжет Рерих подглядел на одном из буддистских храмов, немного переосмыслил его и изобразил на холсте. Картина весьма […]
Работа «Пречистый Град — врагам озлобление» входит в многочисленную коллекцию картин, которые Рерих посвятил предстоящей войне. Данная работа была написана в 1912 году. Во всем мире чувствовалось напряжение. Мировые державы находились в […]
все Sancta (составлена в 1922 г.) Альбом голов птиц С.-Петербургской губернии (Album No. 2384). Бумага, карандаш. 11.7 х 17.2 см. ГТГ, № 2384 Альбом рисунков "Аризона и Нью-Мексико". 1921 (не авт. серия) Альбом рисунков "Монхиган" I (составлена в 1922 г.) (не авт. серия) Альбом рисунков "Монхиган" II (составлена в 1922 г.) (не авт. серия) Альбом рисунков (Album No. 2385). Бумага, карандаш. 12,1 х 19,3 см. ГТГ, № 2385 арх. гр. (не авт. серия) Альбом рисунков (Album of drawings). Бумага, карандаш. Размер альбома 8 х 12.5 см.; размер листа 7.2 х 11.8 см. (не авт.... Альбом рисунков в холщёвом переплёте (Album No. 2381). 1890-е. Бумага, техника разная. 12,5 х 17 см. ГТГ, № 2381 (не авт... Альбом с карандашными набросками. Санта-Фе (не авт. серия) Альбом с наклеенными рисунками (Album No. 2383). ГТГ, арх. гр., № 2383. Размер альбома 21,4 х 31,6 см. (1890-е годы) (не... Альбом с натурными зарисовками, рисунками и путевыми записями. Бумага, карандаш, чернила. Обложка 8.2 х 12.7 см.; листы... Альбом «Кулута» (не авт. серия) Альбом-папка в синем картонном переплёте с наклеенными рисунками (Album No. 2382). 1893-95. Размер листа: 27 х 36, 5 см.... Археологические рисунки (не авт. серия) Ашрамы (составлена в 1931) Богатырский фриз (составлена в 1909-1910) Внутренняя роспись храма Сошествия Святого Духа во Флёново (около Талашкино) (не авт. название) Гималаи (составлена в 1924 г.; картины других лет не могут принадлежать серии) Гималаи. Листы альбома Гималайские листы I (составлена в 1924 г.) (не авт. серия) Гималайские листы II (составлена в 1924 г.) (не авт. серия) Горная сюита (составлена в 1925) Горы. Альбомные листы (составлена в 1932) Его Страна (составлена в 1924 г.) Замки Гесер-хана (не авт.(?) серия) Знамена Востока (в 1924 г. наз. Зарождение тайн) (составлена в 1924-1925) Извара. Серия рисунков (не авт. название) Иллюстрации к "Литературному сборнику произведений студентов Императорского СПБ. Университета". 1896 (не авт. название) Иллюстрации к книге «Летописный и лицевой изборник дома Романовых» (не авт. название) Иллюстрации к произведениям М. Метерлинка (М. Метерлинк, сочинения. Изд. М.В. Пирожкова. СПб., 1906-1907) (не авт. назва... Кавказские этюды (составлена в 1913) Каменный век. Север (фриз для майолики) (составлена в 1904) Карельская сюита (составлена в 1917) Карельские листы (составлена в 1917-1918) (не авт. серия) Карельский альбом (составлена в 1917-1918) (не авт. серия) Книжка рисунков (составлена в 1913–1916) (не авт. серия) Кулу (составлена в 1928-1930 гг.) Кулута (составлена в 1931 г.) Ладога (не авт. серия) Лахуль (серия автором упоминалась, но в нее причисляют слишком много картин) Летние этюды (1902) Летние этюды (1905) Листы "Кулу" I (1929) (не авт. серия) Листы "Кулу" II (1929-1931) (не авт. серия) Листы "Кулу" III (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" IV (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" V (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Кулу" VI (1931-1933) (не авт. серия) Листы "Ладакх" (составлена в 1925 г.) (не авт. серия) Листы альбома. 1914–1916 (не авт. серия) Листы из альбома "Северные русские пейзажи" (1917-1918) (не авт. серия) Листы книжки рисунков (составлена в 1913–1916) (не авт. серия) Майтрейя (составлена в 1925) Мессия (составлена в 1923) Монхиган (составлена в 1922 г.) Начало Руси. Славяне (и варяги) (задуманная автором, но не воплощенная серия) Озёра и Гильгитский путь (составлена в 1925 г.) Океан (составлена в 1922 г.) Оформление сборников стихов С.М. Городецкого (не авт. название) Панно для моленной виллы Л.С.Лившица в Ницце (составлена в 1914 г.) (не авт. название) Пермский иконостас (не авт. название) Пир-Панджал (составлена в 1925 г.) Ранние листы (около 1900 г.) (не авт. серия) Рисунки к рассказу Н.К. Рериха "Жальник" 1915 г. (не авт. название) Русская серия (не авт. серия) Сага о Вёлунде (составлена в 1917 г.) Святые горы (составлена в 1933 г.) Святыни и твердыни [Святилища и крепости] (составлена в 1925 г.) Север (Северная жизнь). Картоны для майоликовых фризов и фронтонов для дома бывшего страхового общества "Россия" в СПб. ... Сикким (составлена в 1924 г.) Сиккимский альбом (не авт. серия) Сказания Ирана (составлена в 1938) Сюита "Equus aeternus" [Серия "Вечные всадники"] (составлена в 1918 г.) Сюита "Heroica" ("Героическая серия") (составлена в 1917) Сюита "Сны мудрости" (составлена в 1920 г.) Сюита декоративных панно, исполненных для столовой в доме Бажанова в Петербурге (не авт. название) Тибетский альбом (не авт. серия) Тибетский путь (составлена в 1924) Три иллюстрации к "Руслану и Людмиле" (составлена в 1906) Финляндские этюды (составлена в 1907 г.) Чингис-хан (составлена в 1931 г.) Швейцария. Санкт-Мориц (составлена в 1923 г.) Эллада (составлена в 1893) Эскиз к не осуществленной постановке сюиты "Кикимора" А.К. Лядова (не авт. название) Эскизы для "Богатырского фриза" (составлена в 1908 г.) Эскизы для мозаик в церкви Святых Апостолов Петра и Павла "На пороховых заводах" (не авт. название) Эскизы для неосуществленных росписей и мозаик церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Пархомовка (не авт. название) Эскизы для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный" на сцене Свободного театра в Москве (не осуществ... Эскизы к "Индусской постановке" (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к "Сибирскому фризу" Эскизы к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского (не авт. название) Эскизы к драме "Фуенте Овехуна" Лопе де Вега (не авт. название) Эскизы к драме «Принцесса Мален» М. Метерлинка (не авт. название) Эскизы к опере "Скупой рыцарь" С.Рахманинова (не авт. название) Эскизы к опере «Борис Годунов» М.П.Мусоргского (не авт. название) Эскизы к опере «Валькирия» Р. Вагнера (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина (не авт. название) Эскизы к опере «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Садко» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Сестра Беатриса» А. А. Давидова, на сюжет пьесы М. Метерлинка (не авт. название) Эскизы к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакова (не авт. название) Эскизы к опере «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова (постановка в Ковент-Гарден не осуществлена) (не авт. назв... Эскизы к опере «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (постановка 1912 года не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского (не авт. название) Эскизы к пьесе "Пер Гюнт" Г.Ибсена (постановка в МХТ в 1912) (не авт. название) Эскизы к пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» А. М. Ремизова (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к «Ночь на Лысой горе», фантазии М.П. Мусоргского (постановка не осуществлена) (не авт. название) Эскизы к «Снегурочка», опере Н.А. Римского-Корсакова и пьесе А.Н. Островского (не авт. название) Эскизы к «Три волхва», полулитургической драме в одном действии Н.Н.Евреинова (не авт. название) Эскизы росписи церкви в Талашкине (не авт. название) Этюды из путешествий по России (составлена в 1903-1904) (не авт. название) Этюды из путешествия по Италии и Швейцарии (составлена в 1906 г.)Николай Константинович Рерих известен во всем мире своей художественной гениальностью. Кроме этого, он проявлял свои творческие способности в литературе, увлекался археологией, много путешествовал и занимался активной общественной деятельностью. Однако мало кто знает, что Рерих является основателем собственного религиозно-мистического движения. Его занятия и регулярными послужили поводом для отлучения художника от церкви.
Николай Рерих картины писал всю жизнь. Их насчитывается более 7000 экземпляров, не считая многочисленных эскизов для мозаичных комплексов и фресок в различных храмах и церквях. Художник объездил невероятное количество стран, что получило свое отражение в его произведениях. Большой отпечаток на всю его жизнь наложила философия Востока.
Много загадок и уникальности подарил всему миру Николай Константинович Рерих. Картины, написанные им в молодые годы, значительно отличаются от более поздних полотен, но их художественной ценности это не умаляет. Его первым значимым произведением в мире художественного искусства стал "Гонец".
"Восста род на род" (1897г.)
Талант буквально вырвался из Рериха при Картина "Восста род на род" произвела фурор. Сам Третьяков купил ее для своей галереи. Восторженно отзывался о картине Лев Толстой. Используя сюжет из Евангелия от Матфея, через своего "Гонца" молодой Рерих передает послание всему народу от имени Христа. В напутствии крик о том, что грядут войны, болезни и катастрофы. Знаменитый критик Стасов говорил тогда: "Толстой поймет, с какими вестями спешит гонец".
"Идолы" (1901г.)
Всего через 4 года после первого крупного успеха перед нами появляется новый Николай Константинович Рерих. Картины его становятся более сюжетными и фантастичными, все детали прорисованы четче и уверенней, в сравнении с ранними работами автора. Его "Идолы" - воплощение языческих мыслей и образов, навеянных археологическими экспедициями.
Частокол с нанизанными черепами животных, и задумчивый старец-провидец одиноко бродит между фигурами безмолвных идолов... Этот сюжет продолжили другие произведения, например, "Зловещие", написанные в том же году.
Пророчество Рериха
(с названиями) представлены во многих отечественных и зарубежных каталогах. Среди них есть известные и не очень. Существует как минимум два произведения, которые считают пророческими - "Город осужденный" и "Крик змия". Обе картины написаны одна за одной в 1914 г., незадолго до революции. Соловьев, друг Рериха и критик, писал о том, что произведения автора перекликаются с древней притчей о Вавилоне.
Николай Рерих картины пишет, играя контрастами. Так и здесь: на фоне огненного неба и змея, который обвил город со всех сторон, высятся мрачные серые стены крепостей. В этой авторской безысходности - неминуемость скорой революционной волны.
Небесные фантазии
Николай Рерих картины с сюжетным наполнением обязательно обрамляет контуром облаков. Он отдает им особое место в своих произведениях, а иногда отводит даже главную роль. Например, картина "Веление неба". Рерих в своих литературных воспоминаниях описывает облака как что-то особенное, что запомнилось ему еще с раннего детства. Обладая широкой творческой фантазией, в вечном движении он постоянно замечал что-нибудь новое: богатырей, коней, драконов.
На картине "Веление неба" люди играют второстепенную роль, молясь с поднятыми вверх руками. Игра облаков заметна и на многих других произведениях художника, таких как "Три короны", "Небесный бой" и другие.
Святой Пантелеймон
Художник Николай Рерих картины часто пишет по библейским сюжетам или по народным легендам. Интересно его произведение "Пантелеймон-целитель" об искусном врачевателе-травнике. Но и здесь не ясно, где проходит граница между небом и землей. И тут и там просматриваются особые пейзажи. На их фоне Пантелеймон - всего лишь часть природы. Лекарственные травы излучают свет в ночной глубине. Длинная борода травника развевается и смешивается с ветром. Природа и человек едины - вот основная мысль этой картины.
Рерих и Север
Где бы ни путешествовал, какие бы страны ни посещал, но сдержанную северную красоту всегда любил и ценил уроженец Санкт-Петербурга Николай Рерих. Картины (фото представлены в статье), которые он писал всю жизнь, в большинстве своем передают пейзажи его детства.
"Святой остров" демонстрирует всю мощь и неприступность Валаама, с которым художник познакомился в 1906 году. Тут нет простых людей. На острове свято все, от человека до камня. Кажется, что везде просматриваются очертания лиц, а сами люди украшены нимбами.
Восточная философия
Много лет своей жизни отдал Востоку Николай Рерих. Картины его часто насквозь пропитаны особой философией. На всех восточных сюжетах - люди со своими обычаями, мировоззрением, устремленность к свету и успокоению. Каждую картину Рерих наделяет душой, которая не всем понятна, но манит к себе неповторимым обаянием.
Пестрота Гималайских гор кажется вычурный и надуманной для тех, кто не видел их в природе. Художник настолько полюбился на Востоке, так сроднился с ним, что даже на надгробии его присутствует надпись о его дружбе с индийским народом.
В конце жизни Рерих, пронизанный восточной культурой, принял ламаизм - религию смерти, принимая ее как нечто естественное, но требующее уничтожения. Этой языческой вере свойственны жертвенные приношения с обилием крови. Но, вместе с этим, вера в светлое жила в Рерихе. Об этом свидетельствуют его картины, которые стали российским достоянием, наследием, переданным гениальным художником великой стране.