учащиеся 6 класса МАОУ СОШ № 26 Великого Новгорода
Математические сказки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Математические сказки.
Одной из форм работы является создание детьми математических сказок, которые развивают математическое творчество. Там, где находится место математической сказке, там всегда царит хорошее настроение. Творческий процесс, знакомый ребенку с раннего детства, и умение работать, создают условия, так необходимые для успешной учебы в школе. Даже самые маленькие достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Ребенку хочется работать еще больше, если он получает похвалу от учителя. Ему нравится создавать, и сочинение собственных историй становится любимым занятием. Творчество становится востребованным, и это тоже рождает состояние успеха. Это позволяет привить ребенку вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствуют развитию математического мышления, и стимулирует мыслительный процесс.
Конечно, сочинение математических сказок не является заменой обучения. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной речью, а так же уверенное владение математическими понятиями. Сочинение математических сказок - занятие, которое увлекает детей различного возраста, однако в средних классах возрастают не только возможности, но и трудности: как лучше построить сюжетную линию, чтобы не нарушить целостности сказки и не прийти в противоречие с математическими понятиями. Придуманная учеником сказка с применением математических понятий позволяет лучше запомнить эти понятия. Предлагая сочинить математическую сказку, ставится задача развития математического творчества, умения выражать свои мысли логично и последовательно.
Написать математическую сказку берутся многие, но не все и не у каждого получается удачно. Учащимся необходимо напомнить структуру сказки, несмотря на то, что это они уже изучали на уроках литературы. Математические сказки являются средством для более прочного усвоения базовых математических понятий.
Колосов Владислав
6 в класс
Сказка.
В одном очень далеком царстве под названием «Положительные и отрицательные числа» все жители разделились на две половины: добрую, где жили положительные числа и злую, где жили отрицательные числа.
В доброй половине положительные числа помогали друг другу, выручали друг друга из беды, жили дружно, не дрались и не ругались.
А в злой половине числа дрались, ругались, ссорились, все время пытались друг у друга что – нибудь отобрать.
Эти две половины всегда между собой воевали, дрались, каждый хотел победить соперника. Жить в дружбе никто не хотел.
Вскоре числа поняли, что друг без друга их царство не может называться «Положительным и отрицательным». Но наладить мир не получалось, поэтому они написали письмо королю по имени Равно. Через недельку-другую король прибыл со своим сыном Равенство. Король научил числа жить в равенстве.
С тех пор и по наши дни в царстве этих чисел сохраняется мир и гармония. И все без исключения счастливы.
Осипова Дарья
6 в класс
Положительные и отрицательные числа.
Жили на свете важные числа. Звали их Отрицательное Число и Положительное Число. Как ни пойдет Положительное Число гулять, так начинает всем хвастаться:
Я, Положительное Число лучше Отрицательного.
Отрицательное Число тоже хвалилось собой:
Я лучше, чем Положительное число.
Вот так они и поссорились.
Идет однажды Положительное Число и скучает одно, подумалось ему: «Как там Отрицательное Число, не скучает ли?» Вдруг видит, что навстречу ему идет Отрицательное Число. Отрицательное Число сделало вид, что не видит врага: идет, уткнувшись носом в землю, как – будто клад ищет. Так они и наткнулись друг на дружку. Положительное Число говорит: «Давай помиримся». А Отрицательное Число отрицательно головой покачало: «Не хочу я с тобой мириться, ты- плохое». Так бы они и не помирились. Но тут подбегает к ним Девочка и говорит: «Чего вы спорите?» Отрицательное Число говорит: «Да вот не верит Положительное Число, что мы похожи». Девочка отвечает: «Мы как раз сейчас в школе эту тему проходим. Положительные и отрицательные числа очень похожи: у них те же свойства и правила действий похожи». Обрадовались числа: «Значит мы родственники!» «Конечно», - ответила Девочка и побежала дальше в школу. Так и стали Положительное и Отрицательное числа дружно жить.
Утышев Никита
6 в класс
Положительное и отрицательное.
Жило на свете число - 5. Ну, очень хорошее число, если бы не «минус», который стоял впереди него. Из – за этого минуса пятерка становилась отрицательной, что очень не нравилось ее соседям. Ее соседи – числа Один, Два, Три, Двенадцать, Пятнадцать и Сорок Семь были очень положительные числа и не желали дружить с отрицательным числом. Это очень огорчало – 5, ведь ему хотелось иметь друзей.
И вот однажды не выдержало число – 5 и отправилось за помощью к доброй волшебнице Математике. Рассказало число ей о своей беде. Волшебница внимательно выслушала его и достала с полки знак «умножить». При этом она сказала: «запомни волшебное правило: если отрицательное число умножить на отрицательное число, то мы получим положительное число. Возьми этот знак и отправляйся на поиски числа – 1 . С его помощью ты сможешь стать положительным».
Долго ходило число по лесам и полям и, наконец, встретило число
– 1 . Обрадовались они друг другу, крепко взялись обеими руками за знак умножения и превратились в число 5 .
Вся сияющая от своей положительности, побежала пятерка назад к себе домой. Теперь она стала такой же, как ее соседи и у нее много друзей.
Соловьев Владислав
6 в класс
Сказка о плюсе и минусе.
Жил – был Плюс, у него было много друзей. Все числа любили с ним дружить, а вот с Минусом никто не хотел дружить, числа с ним даже не здоровались.
Плюс ходил довольный, а Минус никогда с ним не встречался. Они никогда не видели друг друга. Плюсу только рассказывали о том, что минус отнимает друзей.
Как – то раз Плюс пошел гулять и ему встретился Минус. Минус и говорит: « Так вот кто мой соперник, сейчас я с тобой разберусь!» Отвечает ему Плюс: «Я сейчас позову своих друзей, у меня их много, а у тебя - нет. » Минус говорит: «Неправда, моих друзей зовут отрицательными числами, у меня их больше. Давай соберем друзей и проверим». Пришли друзья Плюса и Минуса. Стали Плюс и Минус считать друзей, оказалось, что их одинаково, потому что, сколько положительных чисел, столько и отрицательных. Предложили друг другу Плюс и Минус дружить, не обижать друг друга. Они стали такими друзьями, что никогда не расставались.
Много чего интересного придумал человек, придумал он и сказки. А в сказках герои учатся и трудятся, думают и решают, удивляются и узнают новое. Кто только в сказках не живёт! Даже числа, с которыми мы встречаемся каждый день.
Сказка «Жили-были числа»
Автор сказки: Ирис Ревю
Жили-были числа. Красивые, с хвостиками и закруглениями, с прямыми и наклоненными палочками, стройные и ровные. Имена у них были самые разные: Два, Четыре, Шесть и другие. Письменными знаками для обозначения чисел служили цифры: 2, 4, 6…
Жили себе числа, не тужили, но однажды число 5, одно из самых любимых наших чисел, возмутилось: «Буквы живут в царстве Алфавит, а как называется царство, в котором живут числа?»
— Действительно, как? – кричали подбежавшие к числу 5 другие числа. И устроили такой шум и гам, что на их громкие звуки из леса прилетела Учёная Сова.
— В чем дело,
— Что за шум?
— И почему у чисел
— Бум?
Учёной Сове объяснили, что числа хотят знать название царства, к которому они принадлежат.
Не задумываясь, Учёная Сова ответила:
— Царство, в котором живут числа, называется так: «Царство Математики».
Обрадовались числа. Им очень понравилось красивое и длинное название царства, в котором они живут.
Вопросы к сказке «Жили-были числа»
Какое твое любимое число?
Как называется царство, в котором живут буквы?
Как называется царство, в котором живут числа?
Ещё скажу вам о том, что раздел математики, изучающий числа, и их свойства, называется Арифметикой.
Математика - наука не только точная, но и довольно сложная. Не всем она дается легко, а приобщить ребенка к усидчивости и любви к числам еще сложнее. В последнее время у педагогов пользуется популярностью такой метод, как математические сказки. Результаты пробного использования их в практике впечатлили, и поэтому сказки стали эффективным способом приобщения детей к науке. Все чаще к ним прибегают в школах.
Рассказы про числа для самых маленьких
Сейчас, прежде чем ребенок пойдет в первый класс, он уже должен уметь писать, читать и совершать самые простые математические действия. Родителям пойдут на пользу математические сказки для дошкольников, поскольку с ними малыши познают удивительный мир цифр в игровой форме.
Такие рассказы - это простые истории про добро и зло, где главными героями выступают числа. У них своя страна и свое царство, есть короли, учителя и ученики, а еще в этих строках обязательно присутствует мораль, уловить которую и нужно маленькому слушателю.
Сказка про гордую Цифру Один
Однажды Цифра Один шла по улице и увидела в небе ракету.
Привет, быстрая и шустрая ракета! Меня зовут Цифра Один. Я очень одинокая и гордая, как ты. Я люблю ходить одна и ничего не боюсь. Я считаю, что одиночество - это самое важное качество, и тот, кто один, тот всегда прав.
На это ракета ответила:
Почему я одна? Совсем наоборот. Я везу в небо космонавтов, они сидят у меня внутри, а вокруг нас - звезды и планеты.
Сказав это, ракета улетела, а наша героиня пошла дальше и увидела Цифру Два. Она сразу поприветствовала гордую и одинокую подругу:
Привет, Один, пошли гулять со мной.
Не хочу, мне нравится быть одной. Тот, кто один, тот считается самым важным, - молвила Единица.
Почему ты думаешь, что тот, кто один, тот самый важный? - спросила Двойка.
У человека одна голова, и она самая важная, значит, один - это лучше, чем два.
Хоть у человека и одна голова, но руки две и ноги две. Даже на голове по паре глаз и ушей. А это самые важные органы.
Тогда Единица поняла, что одному быть очень сложно, и пошла гулять с Цифрой Два.
Забавные математические Три и Два
В одном школьном государстве, где все детки любили учиться, жила-была Цифра Пять. И все остальные ей завидовали, особенно Три и Два. И однажды решили две подруги изгнать Пятерку из государства, чтобы ученики полюбили их, а не заветную оценку. Думали-думали, как это сделать, но по законам школьного государства прогнать цифру никто не имеет права, она может уйти только по собственному желанию.
Решили Три и Два сделать хитрый ход. Они поспорили с Цифрой Пять. Если она не выиграет, она должна уйти. Предметом спора выступал ответ мальчика-двоечника на уроке математики. Если он получит отменку «пять», то отважная цифра выиграет, а если нет, то победителями будут считаться Три и Два.
Цифра Пять честно готовилась к уроку. Она весь вечер занималась с мальчиком, учила цифры и составляла равенства. На следующий день ученик получил в школе «пять», наша героиня выиграла, а Тройке и Двойке пришлось сбежать с позором.
Математические сказки для детей младшего школьного возраста
Малыши с удовольствием слушают математические сказки. По математике 3 класс с их помощью легче усваивает материал. Но не только слушать, но и сочинять свои собственные истории могут ребята в этом возрасте.
Все рассказы в этот период подбираются довольно простые. Главными персонажами выступают числа и знаки. Очень важно в этом возрасте показать ребятам, как нужно правильно учиться. Много полезной информации родители и педагоги могут найти в книгах за 3 класс ("Математика"). Математические сказки с разными героями расскажем далее.
Притча про большие числа
Собрались как-то раз все большие цифры и пошли в ресторан отдохнуть. Среди них были отечественные - Ворон, Колода, Тьма, которым уже по тысячи лет, и гордые иностранные гости - Миллион, Триллион, Квинтиллион и Секстиллион.
И обед они заказали знатный: блины с красной и черной икрой, дорогое шампанское, едят, гуляют, ни в чем себе не отказывают. За их столиком официант работает - Нолик. Бегает туда-сюда, все подает, битые фужеры убирает, ухаживает, сил не жалея. А высокие гости знай себе твердят: «Принеси то, принеси се». Не уважают Нолика. А Секстиллион еще и подзатыльник дал.
Обиделся тогда Нолик и уволился из ресторана. И стали все высокие обыкновенными Единицами, ничего не стоящими. Вот так, нельзя обижать даже тех, кто кажется неважным.
Уравнение с одним неизвестным
А вот еще одна математическая сказка (3 класс) - про неизвестный Икс.
Однажды встретились разные цифры в одном уравнении. И были среди них целые и дробные, большие и однозначные. Они раньше не встречались так близко, поэтому и начали знакомство:
Здравствуйте. Я - Единица.
Добрый день. Я - Двадцать Два.
А я - Две Третьих.
Так представлялись они, знакомились, а одна цифра стояла в сторонке и не называла себя. Ее все спрашивали, допытывались, но на все вопросы цифра говорила:
Не могу сказать!
Обиделись на такое заявление числа и пошли к самому уважаемому Знаку Равенства. А он и ответил:
Не волнуйтесь, придет время, и вы обязательно узнаете, что это за цифра. Не спешите, пускай это число пока остается неизвестным. Назовем его Икс.
Все согласились со справедливым Равенством, но все же решили держаться от Икса подальше и перешли за знак равенства. Когда все числа выстроились в ряд, они начали умножаться, делиться, суммироваться и отниматься. Когда все действия были произведены, оказалось, что неизвестный Икс стал известным и равнялся всего одному числу.
Так раскрылась тайна загадочного Икса. А сможете ли вы разгадать математические сказки-загадки?
Истории про числа для пятого класса
В пятом классе дети все больше знакомятся с арифметикой и способами исчисления. Для них подойдут более серьезные загадки. В этом возрасте хорошо приобщать ребят к собственному сочинению историй о тех вещах, которые они уже изучили. Рассмотрим, какой должна быть математическая сказка (5 класс).
Скандал
В одном царстве Геометрии жили разные фигуры. И существовали они вполне мирно, дополняя и поддерживая друг друга. За порядком следила царица Аксиома, а в ее помощниках были Теоремы. Но однажды Аксиома заболела, и этим воспользовались фигуры. Они стали выяснять, кто из них главней. В спор вмешались Теоремы, но они уже не могли сдержать общей паники.
В результате хаоса в царстве Геометрии у людей начались большие неприятности. Все железные дороги перестали работать, так как сошлись, дома перекосились, потому что прямоугольники сменились октаэдрами и додекаэдрами. Машины встали, станки вышли из строя. Казалось, весь мир пошел наперекосяк.
Увидев все это, Аксиома схватилась за голову. Она приказала всем Теоремам выстроиться и следовать друг за другом в логическом порядке. После этого все Теоремы должны были собрать все свои подведомственные фигуры и объяснить каждой ее великое предназначение в мире человека. Так восстановился порядок в стране Геометрии.
Сказка о Точке
Бывают совершенно разные математические сказки. Цифры и числа, дроби и равенства фигурируют в них. Но больше всего пятиклассникам нравятся истории о тех вещах, с которыми они только начинают знакомиться. Многие ученики не понимают важности простых, элементарных вещей, без которых рухнул бы весь мир математики. Объяснить им важность того или иного знака призвана вот такая математическая сказка (5 класс).
Маленькая Точка чувствовала себя очень одиноко в царстве Математики. Она была настолько крохотной, что о ней постоянно забывали, ставили где попало и совершенно не уважали. То ли дело прямая! Она большая, имеет длину. Ее видно, и никто не забудет ее нарисовать.
И задумала Точка сбежать из царства, ведь из-за нее всегда одни проблемы. Ученик двойку схватит, потому что точку забыл поставить, или еще чего. Чувствовала она недовольство других и сама от этого переживала.
Но куда бежать? Царство хоть и большое, но выбор-то невелик. И тогда на помощь Точке пришла Прямая и говорит:
Точка, беги по мне. Я ведь бесконечна, так и выбежишь за пределы царства.
Точка так и сделала. И как только она пустилась в путь, в Математике наступил хаос. Числа заволновались, сбились в кучу, ведь теперь некому было определить их место на цифровом луче. А лучи стали растворяться на глазах, у них ведь не было Точки, которая ограничивала бы их и превращала в отрезки. Числа перестали умножаться, ведь теперь знак умножения заменили на косой крестик, а что с него взять? Он же косой.
Заволновались все жители царства и стали просить Точку вернуться. А она знай себе катится, как колобок, по бесконечной прямой. Но услышала она просьбы своих соотечественников и решила вернуться. С тех пор Точка не только имеет свое место в пространстве, но очень уважаема и почитаема, и даже имеет свое определение.
Какие сказки можно читать шестому классу?
В шестом классе дети уже многое знают и понимают. Это уже взрослые ребята, которых вряд ли заинтересуют примитивные истории. Для них можно подобрать что-то посерьезней, к примеру математические задачи-сказки. Приведем несколько вариантов.
Как образовалась координатная прямая
Эта история о том, как запомнить и понять, что такое числа с отрицательным и положительным значением. Поможет разобраться в этой теме математическая сказка (6 класс).
Ходил-бродил по земле одинокий Плюсик. И не было у него друзей. Так бродил он по лесу долго-долго, пока не встретил Прямую. Она была неуклюжей, и с ней никто не хотел общаться. Тогда Плюсик предложил ей гулять вместе. Прямая обрадовалась и согласилась. За это предложила она Плюсику сидеть на ее длинных плечах.
Пошли друзья дальше и забрели в темный лес. Долго бродили они по узким тропинкам, пока не вышли на полянку, где стоял домик. Постучали они в дверь, и открыл им Минус, который тоже был одинок и ни с кем не дружил. Тогда он присоединился к Прямой и Плюсику, и пошли они дальше вместе.
Вышли они к городу Чисел, где проживали одни цифры. Увидели цифры Плюсика и Минусика и сразу захотели с ними подружиться. И стали они хватать то одного, то другого.
На шум вышел король царства Нуль. Он приказал всем выстроиться вдоль прямой, а сам встал посередине. Все, кто хотел быть с плюсом, должны были встать на одинаковом расстоянии друг от друга с правой стороны от короля, а те, кто с минусом, - так же, но слева, в порядке возрастания. Так образовалась координатная прямая.
Загадка
Темы математических сказок могут охватывать все пройденные вопросы. Вот одна хорошая загадка, которая позволит обобщить знания в геометрии.
Собрались как-то раз все четырехугольники вместе и решили, что нужно выбрать среди них самого главного. Но как это сделать? Решили провести испытание. Кто из поляны доберется до царства Математики первым, тот и станет главным. На том и сошлись.
На рассвете вышли все четырехугольники с поляны. Идут, а дорогу им пересекает быстрая река. Она и говорит:
Не все смогут перейти через меня. На ту сторону переберутся только те из вас, у кого диагонали в точке пересечения делятся пополам.
Покорить мою вершину смогут только те, у кого диагонали равны.
Снова у подножия остались проигравшие четырехугольники, а остальные пошли дальше. Вдруг - обрыв с узеньким мостом, по которому может пройти только один, тот, у кого диагонали пересекаются под прямым углом.
Вот вам вопросы:
Кто же стал главным четырехугольником?
Кто был основным конкурентом и дошел до моста?
Кто первым покинул соревнования?
Загадка о равнобедренном треугольнике
Математические сказки по математике могут быть очень занятными и уже в своей сути содержать скрытые вопросы.
В одном государстве жила-была семья Треугольника: мать-сторона, отец-сторона и сын-основание. Пришла пора выбирать сыну себе невесту.
А Основание был очень скромным и трусливым. Боялся он всего нового, но делать нечего, нужно жениться. Тогда мать и отец нашли ему хорошую невесту - Медиану из соседнего царства. Но была у Медианы жутко противная няня, которая устроила нашему жениху целое испытание.
Помогите незадачливому Основанию решить сложные вопросы няни Геометрии и жениться на Медиане. Вот сами вопросы:
Расскажите, какой треугольник называется равнобедренным.
Чем отличается равнобедренный треугольник от равностороннего?
Кто такая Медиана и в чем ее особенность?
Загадка о пропорциях
В одной стороне, неподалеку от царства Арифметики, жили четыре гнома. Назывались они Тут, Там, Где и Как. Каждый Новый год один из них приносил небольшую елочку высотой один метр. Они ее наряжали 62-мя шариками, одной сосулькой и одной звездочкой. Но однажды решили они все вместе пойти за елкой. И выбрали они самую красивую и самую высокую. Принесли домой, а оказалось, что украшений мало. Измерили елку, а она оказалась в шесть раз больше обычной.
Подсчитайте с помощью пропорции, сколько украшений нужно докупить гномам.
Герой планеты Фиалка
В результате исследований было обнаружено, что на планете Фиалка живут Было решено отправить туда экспедицию. В состав команды попал двоечник Коля. Так случилось, что до планеты удалось добраться лишь ему одному. Делать нечего, нужно выполнять ответственное задание с Земли.
Как оказалось, все жители планеты жили в круглых домиках, потому что население не умело вычислять площадь прямоугольников. Земляне решили помочь им, и сделать это должен был Коля.
Но мальчик плохо знал геометрию. Учиться он не хотел, домашнее задание всегда списывал. Делать нечего, нужно придумать, как научить жителей Фиалки находить необходимую площадь. С большим трудом Коля вспомнил, что один квадратик со стороной 1 см имеет площадь 1 кв. см, а квадрат со стороной 1 м - 1 кв. м. и так далее. Рассуждая так, Коля нарисовал прямоугольник и разделил его на квадраты по 1 см. В нем поместилось их 12 шт., 4 с одной стороны и три - с другой.
Затем Коля начертил еще один прямоугольник, но уже с 30 квадратиками. Из них 10 размещались вдоль одной стороны, 3 - вдоль другой.
Помогите Коле вычислить площадь прямоугольников. Запишите формулу.
А вы сможете сочинить свои математические сказки или задачи?
Прямая и отрезок.
В некотором царстве, в математическом государстве жили-были Прямая и Отрезок АС. Прямая всегда убегала к своим друзьям, а
Отрезок не мог никуда идти. Потому что две точки загородили ему дорогу. Но вот один раз одна из точек захотела посмотреть, что твориться в математическом мире. Она выкатилась и покатилась. А Отрезок в то время думал, как же ему сдвинуться с места. И вот он дёрнулся с места и побежал. Так стал он счастливым лучом.
Страна десятичных дробей и разрядных единиц.
Однажды мне приснился сон. Как будто есть на свете такая страна, которая называется " Страна десятичных дробей и разрядных единиц". Этой страной правила королева, которую звали 1000. Её все любили, потому что она была очень доброй и щедрой. Всех, кого она награждала, она умножала на себя, и все числа становились больше по значению.
Но вот однажды королева 1000 заболела и стала она не 1000 , а 0,001. К ней приехали много врачей, но никто не смог её помочь, и почему-то все врачи, которые к ней приходили, становились меньше, а не больше. Это королева по своей привычке стала их награждать, но нашелся один врач, который смог её вылечить. Его звали 0,632. Он был таким маленьким числом, а вышел - числом 632.
И все тогда поняли, что королева 1000 теперь здорова!
Про деление десятичных дробей. " Загадочный сон"
Однажды мне приснился такой сон: будто бы я попала в страну под названием Деландия. мне снилось, что я нахожусь около дворца. Я увидела, что на лавочку, находящуюся в сквере вблизи дворца, села грустная пара, я подошла к ним и спросила:
Почему вы грустите? День такой прекрасный! Они мне ответили:
Мы грустим, потому что королева этой страны издала указ.
И они показали мне на стену дворца, на стене висел указ, который гласил:
"Я, королева, повелеваю: запретить браки между неравными по значению, нарушившим данный указ грозит изгнание из страны."
Ну, я всё-таки не понимаю, в чём причина ваших слёз, - сказала я.
Дело в том, что мы хотели пожениться,- сказали они, но королевский указ перечеркнул все наши планы.
А чем был вызван такой указ? - спросила я.
По законам нашего королевства считается тяжким преступлением, если при делении одного числа на другое получается число, меньшее единицы.
В это время раздался бой дворцовых часов. Я открыла глаза и поняла, что это был сон.
Ребята, как вы думаете, чем закончилась сказка?
Ответ найдёте на этой картинке.
Сказка "Путешествие в город "десятичных дробей".
В некотором царстве, в некотором государстве, в далёкой стране Цифирия жил да был нуль. Был он грустный и скучный, потому что все говорили, что он ничего не значит и всегда вставали вереди него, никогда жители этой страны-цифры, его вперёд не пускали. Говорили:
От тебя всё равно нет толку.
Вот сидит он на скамейке и плачет, вдруг кто-то к нему подходит, нуль испугался:
Кто здесь? - спросил он.
Это я, запятая, что ты плачешь?
Нулик ответил:
Меня никто не любит, говорят, что я ничего не значу.
Пошли со мной в город десятичных дробей - сказала запятая,- там тебя зауважают.
Нулик согласился, и они отправились.
Запятая привела Нулика на улицу №1. На этой улице живут те, кто меньше 1 и их очень много.
Как, разве у вас пускают нуль вперёд? - спросил Нулик.
Да, если рядом стою я, - сказала запятая, - и к тебе относятся также, как и ко всем.
Нулику очень понравился этот город, и он остался там жить.
Жили-были две цифры О и 1 .
Однажды они поспорили: кто из них важнее. 1 говорит: “Я важнее, потому что с меня начинается счёт. А ты, О, ничего не значишь”. Но Ноль сказал: “ Если я встану впереди тебя, то ты уменьшишься в 10 раз - 0,1. А если я встану позади тебя - ты увеличишься в 10 раз- 10. И ещё с меня начинается числовой луч.
Уроки математики.
Жили-были Нуль и Опытная запятая, жили- не тужили. Как-то отправились они в очередное путешествие. Идут-идут, много ли мало ли никто не знает. И вот
подошли они к лесу. Вошли в лес и видят: на пеньке сидят два числа 9,3 и 100 и плачут. Подошли к ним Нуль и Запятая и спрашивают:
Почему вы плачете? Отвечает число 9,3!
Как же не плакать. Шло я по лесу и встретило число 100. И решили мы перемножиться. Где-то я слышало, что для этого надо переместить запятую, но как это сделать - я не знаю. Да и моя запятая не хочет никуда двигаться, раскапризничалась!
Запятая оправдывается:
Во-первых, я сегодня приболела, а во-вторых, я неопытная запятая, я на практике. А число 9,3 не дает мне покоя, ему всё куда-то прыгай.
Ну, хорошо, - сказала Опытная запятая, - я тебя научу. Так вот, Запятая, смотри. Сколько нулей у числа 100?
Поэтому ты на два знака вправо скачешь. Понятно?
Кажется, да! Получилось 930.
Молодец!
Дорогой Нуль, если число 100 не против, подойди к нему справа, умножим получившуюся 1000 на 9,3,- попросила Опытная Запятая.
Опять прыгать!- испугалась Запятая.
Да, ты должна научиться.
Ладно. Прыгаю на три знака вправо. Вот что получилось - 9300. Спасибо за учёбу, Старая Запятая.
Ну, а вы что кричите?
Ах, я считаю, что я слишком велико,- сказало число 13,768,- я захотело быть поменьше, например, в 100 раз, и попросило об этом число 100. Но ничего у нас не получилось, так как моя запятая в 5-ом классе много болтала на математике и всё прослушала. Вот теперь и спорим.
Опытная Запятая стала разъяснять.
Сколько нулей в числе 100?
- Какое действие будем выполнять?
- Деление.
- Вот слушай теперь. Прыгай на два знака влево.
И запрыгала запятая на два знака влево, и получилось число 0,13768, которое в 100 раз меньше числа 13,768.
А Нуль с Опытной Запятой вернулись домой весёлые и счастливые. Стали жить по-прежнему.
А запятые, которых они учили, приходили к ним в гости, рассказывали о своих делах. Из их рассказов узнали, что практику они закончили на "5" и стали опытными запятыми, которые знают, как себя вести при умножении и делении с разрядными единицами.
Необычная история.
В одном море, на морском дне жили две семьи осминожков. В каждой
семье было по четыре осминожка и осминожки в каждой составляли пропорции - верное равенство двух отношений.
Однажды их папы пошли с ними гулять и забыли надеть малышам карточки с надписями цифр. Осминожки все перепутались и получилось вот что:
Папы-осминоги думали и вспомнили, что в их морской школе говорили об основном свойстве пропорции. Оно заключается в том, что если произведение крайних членов равно произведению средних членов, то получится пропорция.
Папы пробовали, пробовали и, наконец-то, у них получилось:
Дети и родители отправились домой, и были счастливы, что всё так удачно сложилось. На другой день осминожки пошли в морскую школу. Там учитель рассказал, что такое пропорция, основное свойство пропорции. Также осьминожки узнали, какие величины называются прямо пропорциональными.
Сказка
Жили-были очень близкие родственники, три величины: Скорость, Время и Расстояние.
Однажды к ним в гости приехала родная тётя Пропорциональность. От своего отца - Уравнения, эти три величины знали, что она необыкновенная фокусница и выдумщица, умеет перевоплощаться в прямую и обратную.
На следующий день тётя проснулась поздно, только к обеду и сразу же предложила детям поиграть в игру "Отношения". Но у сестрицы Скорости уже испортилось настроение от долгого ожидания тёти. Она уселась на скамейку и объявила, что прыгать, изменяться и перевоплощаться не будет. На что тётя ей ответила:
Пока и не надо! Посиди и отдохни с числом 15, например, а я в это время превращусь в Прямую Пропорциональность.
Она дотронулась своей волшебной палочкой до ладони Скорости, и на ней появилось число 15.
Тем временем Расстояние и Время прыгали, резвились. Если Расстояние увеличивалось в 3 раза, то и Время увеличивалось в 3 раза; а если Расстояние уменьшалось в 2 раза, то и Время уменьшалось в 2 раза. Но их отношение всё время оставалось числом постоянным, и было равно 15.
Его показывала сидящая на скамейке сестрица Скорость. Потом братец Расстояние решил стать величиной постоянной и тоже посидеть на скамейке и отдохнуть. Но он сомневался, получится у него или нет.
Тётя Пропорциональность объяснила, что для этого ей надо стать Обратной Пропорциональностью. Она перевернула свою шляпу задом наперёд, и стала бегать спиной вперёд. А чтобы братец Путь остался постоянным, она предложила Скорости и Времени перемножаться. Поэтому как только Время начинало уменьшаться в несколько раз, в такое же количество раз увеличивалась Скорость и наоборот.
Они прыгали, резвились, изменялись, однако, их произведение всегда было числом постоянным, и равнялось 60. Его показывал сидящий на скамейке братец Расстояние.
Тётя заметила, что в эту игру можно играть и с другими величинами, составляя пропорции.
Вечером тётя Пропорциональность уезжала в своё графство Отношение. Дети-величины попрощались с ней и пригласили в гости на следующие выходные.
Отрицательные и положительные числа.
Жили-были отрицательные числа и положительные, построили два дома. В правом доме заселились положительные числа, а в левом - отрицательные. Каждый день председатель двух домов, Нулик, которого звали начало чисел, ходил по домам и смотрел, не заселились ли отрицательные в положительный дом, а положительные в отрицательный. Так каждый год, каждый месяц это продолжалось.
Геометрия.
В маленькой геометрической деревушке, которая стояла на берегу реки, жил равнобедренный Треугольник. Но сам он этого не знал и думал, что он некому не нужен. В деревне он был единственный равнобедренный Треугольник. Над ним смеялись все фигуры, старики и дети. Но пришло время, и Треугольник решил уйти в лес. Ему надоели эти издевательства. Рано утром, когда ещё все спали, он встал, быстро оделся и вышел за калитку.
Дорога была трудная и тяжёлая. Треугольник дорогой останавливался и вспоминал свою деревню. От обиды ему становилось грустно и обидно, он плакал. Вскоре он забрёл в чащу густую и тёмную. Там он наткнулся на избу. В ней жил старый и мудрый Квадрат. Треугольник рассказал ему про своё горе и расплакался. Квадрат его быстро успокоил и стал ему рассказывать про то, какой он на самом деле. Квадрат говорил Треугольнику, что он важный и нужный, что у него есть боковые стороны, которые всегда равны, основание и два угла при основании, которые тоже всегда равны.
Ты должен гордиться тем, что твоя медиана является биссектрисой и высотой!
О равнобедренном треугольнике.
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была семья: мать-сторона, отец-сторона и сынок- Основание. Жили они не тужили, нока не пришлось сыночку Основанию жениться. Отец и говорит:
Ну, хватит, сынок. Пришла пора и женой обзаводиться.
А сын у них был настолько беспомощный, что испугался так, что у него колени тряслись с утра до вечера. Думал он думал, и надумал идти в соседнее королевство - попытать счастье. Снарядили его так, как будто он едет за тридевять земель. А в том царстве жили: отец -d , мать-p и дочь-красавица Медиана. Была у неё нянька Геометрия. Дальше в сказке всё едет своим чередом, но нет! Та нянька была вредная, за то её и любили в этом царстве. Она устроила Основанию три испытания:
Прежде, чем взять в жены Медиану, ответь, пожалуйста:
- Какой треугольник называется равнобедренным?
- Какой треугольник называется равносторонним?
- Что такое медиана треугольника?
Для нашего Основания эти вопросы оказались слишком сложные.
Может быть вы, ребята, ответите?
Математические сказки учащихся 6 б класса МАОУ СОШ № 26 Великого Новгорода.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением химии и биологии»
Учитель математики:
Келка Марина Леонидовна
Великий Новгород
Сказка о цифрах.
В одном городке под именем «Дроби» жили цифры от 10 до 20, а также деление, умножение, сложение и вычитание. Как-то король Цифра 10 приказал всему городу собирать фрукты и овощи. Кто не приносил их, того король жестоко наказывал. В городке жили три сестрички: цифра 11, цифра 12 и цифра 13. Они очень любили гулять по прекрасному парку. В парке стояли дробные деревца – одна четверть, две пятых и многие другие, там же стоял фонтан с цифрами 100 и 200. У дворца стояли рыцари с оружием, которые охраняли короля. Один из рыцарей король наградил медалью за спасение на воде тонущей цифры. Это случилось очень давно. Как всегда рыцарь охранял трон царя и услышал, что кто-то закричал. Рыцарь увидел, что цифра 19 тонула в реке, он бросился в воду и спас ее. За это царь и наградил рыцаря медалью. Рядом с городом стоял большой лес, но в него никто из жителей не ходил, потому что там обитали страшные цифры от 21 до 30. Эти цифры любили пугать жителей города, красть фрукты и овощи.
Дружба цифр.
Давным – давно жили цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Каждая из них жила по одной и поэтому всегда скучала. Самая маленькая цифра – ноль не могла обозначить ничего. Ноль обозначал пустоту. Но даже большая цифра 9 чувствовала себя маленькой потому, что была одна и не могла ни с кем сравниться.
Один раз встретились цифры 5 и 6. На первый взгляд они были чем – то похожи. 5 и 6 решили поиграть. Но они хотели не только или помериться силой, но 6 оказалась сильнее, а 5 – слабее. Так появились знаки «больше» и «меньше». 7 и 9 тоже решили поиграть. Но они хотели не только кто больше, но и на сколько. Таким образом, появился знак «минус». Числа 2 и 8 хотели жить вместе, так появился знак «плюс», а их маленькая семья получила значение «десять». Так появилось первое двузначное число. С тех пор дружба цифр стала называться Арифметикой.
Страна Чисел.
В стране Числа жили герои 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 0. И вот среди них случился спор: кто же будет править?
Цифра 1 начала этот спор:
Я цифра 1 и поэтому я должна править.
Цифра 2 возмутилась:
Я цифра 2 и я должна править. Ведь две головы лучше, чем одна.
Вмешалась цифра 3:
Я должна править, потому что бог любит троицу.
Цифра 4 возмущалась еще больше:
А меня что ли вообще нет?
Цифра 5 влезла:
Я должна править, потому что ученики меня любят, и я всеми любима.
Цифра 6 сказала:
Падай передо мной на колени, я буду править.
Цифра 7 была в ударе:
Я красивей всех и поэтому я буду править!
Цифре 8 было обидно:
Почему цифра 7, а не я (ведь она завидовала цифре 7)?
Цифра 9 не претендовала на трон и поэтому сказала:
Будет править 0!
С этим согласились все цифры. И цифра 0 стала править страной Числа.
Сказка про числа.
Было два королевства. И жили в нем только числа, а правил там король 7. В этом городе были только положительные числа. У 7 один враг, он ему завидовал из-за того, что королем выбрали не его. Враг этот -13. Как-то раз превратился – 13 в одного слугу короля 7 и пошел к королю. Когда он подошел к 7, рядом с ним никого не было. – 13 взял огромный мешок и засунул туда 7 и скрылся с ним из города. Прошла неделя, другая. Короля все начали искать. И тогда самые умные слуги отправились его искать по всему королевству. Когда они вышли из города, то услышали звуки и узнали голос короля. Слуги пошли по голосу. – 13 знал, что короля будут искать. Он расставил везде ловушки, их могли только пройти самые умные ученые мира.
Первой ловушкой для слуг стало появление в воздухе доски с нарисованной на ней координатной прямой. Нужно было найти расстояние между числами – 3 и 3. Слуги легко сообразили,что от положительного 3 до отрицательного – 3 будет расстояние 6 единиц. Первую ловушку они прошли быстро.
Вторая ловушка оказалась совсем близко. Нужно было разделить числа. Это слуги тоже знали и быстро решили примеры.
Пройдя по коридору, они увидели короля в клетке и сразу подбежали к нему. Через 3 минуты вышел – 13 и сказал: «Если вы ответите на мои пять вопросов, то я отпущу короля». И задал им такие вопросы:
Сравнить числа.
Выполнить действия с числами.
Что такое координата точки?
Какие числа располагаются на координатной прямой?
Что такое модуль числа?
Слуги ответили правильно на все вопросы, потому что в их королевстве все жители обязательно посещали занятия. И тогда – 13 понял, что придется отпускать короля. Король со слугами пошли к воротам, но они вдруг закрылись. Это была последняя пакость – 13. Нужно было решить большой пример на действия с дробями. Но король и его слуги быстро справились, потому что знали все правила. Как только они произнесли вслух ответ, ворота открылись.
Король и его верные слуги дошли до королевства, им все были рады! Король 7 собрал весь народ праздновать в своем замке. Он объявил: «Я награждаю моих слуг и назначаю их новыми учителями! Чтобы дети были такими же умными!». Все были очень рады.
А – 13 все слышал, он сидел и думал: «А мне – то что же делать?» И он пошел проситься в город на следующий день. Ему разрешили жить в городе, но сказали: «Будешь сидеть за решеткой 2 года за то, что украл короля и обязан будешь учиться». И тогда в городе короля 7 все жители стали образованными.
Сказка «Сокращение дробей».
Жили – были три дроби: 3/6, 1/ 2, 6/12. Они были сестрами- близнецами, но об этом не знали. Однажды у дроби 3/6 было день рождения. И она пригласила своих подружек – дробей. Пригласила и друга – Правило по сокращению дробей. Подружки преподнесли свои подарки имениннице и с нетерпением ждали, а что же подарит Правило? Друг сказал: «Мой подарок будет таким: я тебя сокращу». И Правило прочитало свое заклинание, и тогда дробь 3/6 стала дробью 1/ 2. Ее подружка 6/ 12 тоже попросила ее сократить. И тогда Правило сократило дробь на 6, и она стала дробью 1/ 2. А третью подружку, дробь 1/ 2, Правило сократить не смогло, потому что она была несократимой. И поняли подружки, что они сестры-близнецы.
Сказка про треугольники .
Жил да был Треугольник. Однажды он полетел на ракете в космос. Летел, летел, смотря на созвездия Параллелепипеда и Квадрата. Долго летел Треугольник на ракете. И вдруг ба-бах! Ракета приземлилась на круглой белой планете в клетку. Планете Ноликов. Треугольник вылез из ракеты и стал ее чинить. Ничего не получалось. Вдруг Треугольник повернулся и увидел, что за ним стоят несколько сотен одинаковых ноликов.
Бедный Треугольник испугался и произнес: «Святые Квадраты!». Но потом решил познакомиться с ноликами. Они помогли ему отремонтировать ракету и улететь домой.
Сказка про рациональные числа.
Давным-давно в царстве чисел и знаков, жили рациональные числа. Одни из них были отрицательными, другие – положительными. Они были в ссоре друг с другом, и поэтому разделили царство на две половины. Спорили из-за того, кто же главный. Положительные числа говорили, что они главней потому, что они были добры к другим числами, а отрицательные не знали, почему они главней, но все равно спорили.
В один день положительные числа решили помириться с отрицательными числами, потому что они все важны в математике. Они были противоположными числами. Отрицательные числа согласились. Де половины царства снова соединились в одно. С тех пор у чисел никогда не было ссор, и они всегда были вместе.
Числа и знаки.
Раньше числа не дружили со знаками. Они друг другу мешали. Как – то раз число 10 отправилось в гости к числу 2, а число 2 в это время шло в гости к числу 10.Числу 10 на пути попадались преграды, например, запятые, минусы плюсы и другие знаки. На этот раз ему на пути попался знак деления, который еще никто не мог обойти. Число 10 стало обходить с хитростью, но ему это не удалось. Число 2 не знало, что его друг в беде и не спешило. Но когда оно забралось на высокую гору, оно увидело, что происходит и побежало на помощь. Число 2 запрыгнуло на спину знаку деления и так они смогли объединиться с числом 10. Знак деления теперь всегда служил. В своей жизни числа часто встречали знаки плюс, минус, умножение, деление. И уже опытные и лучшие числа могли при необходимости сделать так, чтобы знаки им служили. Например, из положительного числа сделать отрицательное число, а затем их сложить или вычесть, умножить или разделить.
Страна Цифр.
Далеко-далеко за горами, морями и океанами находилась страна Цифр. В ней жили отрицательные и положительные числа. В стране текли четыре реки – это Умножение, Деление, Сложение и Вычитание. А еще были горы, которые назывались Сравнение.
Все числа были дружелюбными и честными, а не любили только одного Нуля. Он был злой и нечестный и не с кем не хотел дружить. Он был большим лентяем.
Королевой в стране Цифр была Математика, а Нуль всегда мечтал занять ее место. Он всем говорил, что он станет королем и все изменит в стране Цифр, но все над ним только смеялись.
Какое-то время никто не видел Нуля, все очень удивились. Единица пошла к Нулю, проведать его, может он заболел и ему надо помочь. Подошла она к двери, постучала и спросила:
Есть кто дома?
Да, заходи Единичка!
Что с тобой? – спросила она.
Надо мной все смеются, - пробормотал он.
Почему же ты считаешь, что над тобой все смеются?
Я же говорю всем, что стану королем и все здесь изменю, но я никогда не стану им, ведь я просто нуль и ничего не значу, - сказал Нуль.
Не печалься, мы с тобой сходим к королеве Математике, ну она точно что-нибудь придумает! – сказала веселым голосом Единица.
И пошли они к королеве Математике. Нуль и Единица вошли в замок, увидели королеву, поклонились ей. Математика встретила их приветливо и спросила у них:
Зачем вы пришли ко мне?
Единица отвечала:
Ваше Величество, Нуль говорит, что он ничего не значит, помоги ему, пожалуйста!
Хорошо, я помогу вам! – ответила королева и задумалась.
Она долго молчала, а потом продолжила разговор:
Я к Нулю подставляла разные числа, потом их умножала, делила, вычитала, складывала, но ничего у меня не получалось.
И тут воскликнула Единица:
Королева, Вы забыли про сравнение!
Тут тоже ничего не получится, Единичка. Если сравнить число 5 и 0, то 5 всегда больше 0.
А Вы забыли про отрицательные числа, например, если взять число – 5 и 0, то – 5 меньше 0.
Ой, я совсем забыла про отрицательные числа. Спасибо, ты Единичка оказалась права.
И тут Единица сказала Нулю:
Ты Нуль все-таки что-то значишь!
Нуль очень обрадовался, после этого он сильно изменился в лучшую сторону. После этого у него появилось много друзей.
Сказка «Сравнение чисел».
Много лет тому назад, в одной загадочной стране был город под названием Математика, и там жили цифры. Однажды две десятичные дроби поспорили между собой. Одну звали 0,7, а другую - 5,3. Они спорили, кто же из них больше, а кто меньше. Та, которую звали 0,7, говорит:
Я больше, чем ты потому что в моем имени есть цифра 0.
Нет, - говорит та, которую звали 5,3, - больше я.
Так спорили они целый день, поссорились, пока наконец, одна из них говорит:
Давай завтра сходим к Дядюшке Координатному Лучу и спросим у него.
Другая согласилась. И вот с утра десятичные дроби отправились к Дядюшке Координатному Лучу. Он их спросил, что же случилось, а они говорят, что давно уже спорят и не знают, кто из них больше, а кто меньше.
Тогда Дядюшка Координатный Луч позвал свою дочь (ее звали Координатная Прямая) и попросил нарисовать себя на бумаге. Она нарисовала себя. Это выглядело так:
_________________________________________________
Потом Дядюшка разделил прямую точкой и нарисовал Нуль.
_________________________●_____________________________
После этого он расположил числа:
_ ________________________●_________________________________
10 - 9 - 8 - 7 - 6 - 5 - 4 - 3 - 2 - 1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Потом Дядюшка Координатный Луч объяснил дробям, что те числа, которые расположены правее, те и больше. Это правило общее для всех чисел, а не только для десятичных дробей. Помирились дроби и пошли вместе домой.
Сказка про натуральные числа.
В королевстве Математика жил король Девять и была у него дочь Единица. И не было у нее друзей. Приказал король собрать все натуральные числа. В королевство приехали натуральные числа и нуль. Натуральные числа все время смеялись над нулем. Но принцессе он очень понравился. Тогда король разрешил нулю пожить в замке. А нуль попросил короля, чтобы все натуральные числа жили вместе. И вот однажды пошли натуральные числа и нуль в поход. На пути им встретились два брата Плюс и Минус. Они никак не могли решить, кто из них важнее. Но нуль остановил их и сказал: «Ребята, давайте жить дружно! Вы оба важны, мы, числа, не можем обходиться без вас в королевстве Математика». Пошли дальше числа и дошли до княжества, где проживали умножение и деление, нулю отказали в пропуске, потому что на нуль делить нельзя. Тогда все натуральные числа ушли вместе с нулем домой. Они не могли жить без нуля, ведь некоторых чисел вообще без нуля не существует.